Поставлю мишку в угол
Почему мы разговариваем с телевизором и спим с игрушками?
Люди разговаривают с растениями, дают машинам имена и даже одевают своих домашних животных. Мы склонны давать предметам и животным человеческие черты - это явление известно как антропоморфизм - однако с чем оно связано? В новом выпуске журнала Psychological Science, выпускаемого Ассоциацией психологических наук, ученые Адам Вейтц (Гарвардский Университет), а также Николас Эпли и Джон Т. Цациоппо (Чикагский Университет) исследуют психологию данного явления.
Понятие антропоморфизма было придумано греческим философом Ксенофаном для описания сходства между верующими и их Богами. Греческие Боги изображались со светлой кожей и голубыми глазами, тогда как африканские - с темной кожей и карими глазами. Исследования показали, что когда мы думаем о происходящем с человеком и с так называемыми "неодушевленными объектами", то задействуем одни и те же участки мозга.
Поставлю мишку в угол
Антропоморфизм играет важную роль в нашей жизни. Например, когда мы думаем о чем-то неодушевленном как о другом человеке, то задействуем такие понятия как внимание и забота. Кроме того, те, кого мы "очеловечиваем", наделяются ответственностью за свои поступки - поэтому они могут заслужить как поощрение, так и наказание.
Хотя людям и нравится очеловечивать предметы, мы не примеряем "человеческое лицо" всем окружающим объектам. Чем можно объяснить такую избирательность? Один из факторов - это сходство. С большей вероятностью очеловечиваются те объекты, которые чем-то похожи на человека: например, человекоподобными движениями или какими-то чертами, напоминающими лицо. Могут повлиять и другие причины. Так, недостаток социальных связей с другими людьми может привести к тому, что одинокие люди начинают восполнять пробел в контактах "общением" с неодушевленными объектами.
Почему ураганам дают человеческие имена?
Авторы исследования отмечают, что согласно данным Всемирной метеорологической организации, тот факт, что люди называют ураганы и штормы именами святых или ненавистных политиков помогает повысить эффективность коммуникаций в деле борьбы с катаклизмами.
Обратная сторона антропоморфизма известна как дегуманизация - когда люди представляют других людей неодушевленными объектами или животными. Есть несколько исторических примеров такой дегуманизации, в том числе связанных с нацистскими преследованиями евреев во время Холокоста и пытками в иракской тюрьме Abu-Ghraib. Авторы исследования отмечают, что общение с окружающими полезно для здоровья и благополучия, но может иметь негативные последствия для отношений между группами, одна из которых "расчеловечивает" другую. Ученые приходят к выводу, что лишь если в биологическом плане идентифицировать себя с людьми легко, то в психологическом - намного сложнее.