Виртуальные подарки на реальные деньги?
"Виртуальное потребление" может иметь важные последствия
Миллионы людей тратят реальные деньги на виртуальные подарки, открытки и одежду в Интернете, он-лайн играх и социальных сетях. Это "виртуальное потребление" является неотъемлемым следствием более активного участия коммуникационных технологий в повседневной социальной деятельности людей, считает исследователь Вили Ледонвирта (Helsinki Insititute for Information Technology). Об этом он пишет в своей диссертации "Виртуальное потребление".
Что лежит в основе "виртуального потребления"?
"Вам не нужно быть сетевым наркоманом или человеком, живущим в интернет-сообществе, чтобы время от времени использовать виртуальные товары. В ближайшее время около 10% пользователей типичных онлайн-услуг, вероятно, будут тратить деньги на микротрансакции, например, на виртуальные подарки".
Общественное мнение склонно считать трату реальных денег на виртуальные товары неким отклонением, иррациональными расходами и результатом навязчивого маркетинга. Но диссертация ученого позволяет предположить, что основными двигателями виртуального потребления являются социальная и гедоническая мотивации личности.
"Люди покупают виртуальные товары по тем же причинам, что и реальные. В Интернет-пространстве виртуальный товар также может функционировать в качестве символа статуса, элемента самобытности и средства достижения каких-либо целей", - говорит Ледонвирта.
"Виртуальное потребление" может иметь важные последствия
В своей докторской диссертации Ледонвирта также подсчитывает экономические и экологические последствия виртуализации потребления. Он считает, что нынешний экономический спад может придать импульс "виртуальному потреблению", поскольку потребители проводят больше времени дома и предпочитают маленькие траты большим. Экологическая устойчивость "виртуального потребления" зависит от того, продолжает ли оно стимулировать дополнительные закупки компьютерного оборудования или же заменяет материальное потребление путем альтернативного использования денег.
"С макроэкономической точки зрения, неважно, что потребители покупают, главное, что они тратят деньги и совершают покупки. "Виртуальное потребление" может предложить экологической выход из этой дилеммы потребительского общества", - говорит исследователь.
По его словам, люди в восточно-азиатских странах, таких как Корея, Китай и Япония, быстрее принимают виртуальный способ потребления. "Что считать подходящим способом траты времени и денег, зависит от культуры и эпохи. Может быть, через три года, "виртуальное потребление", которое сегодня считается рациональным на Западе, и рациональность заполнения вашего дома дорогими предметами будут поставлены под сомнение?", - размышляет Ледонвирта.